Sony освоит мобильные… руки и ноги
Проиграв битву на рынке гаджетов, компания Sony пытается освоить новые сферы – например, производство биомеханических рук и ног для инвалидов. Чтобы пробиться на новые рынки, Sony тратит все больше денег на исследования. Окупятся ли траты?
Уже сейчас очевидно, что нынешний фискальный год станет шестым подряд, на протяжении которых компания терпит убытки. Директора компании даже вернули фирме выписанные им бонусы, сознавая, что их деятельность далека от блестящей. Почти как Германия перед Первой мировой войной, Sony «не поспела к разделу мира»: компания упустила время, чтобы освоить производство наиболее востребованных сейчас гаджетов – смартфонов, планшетов и ноутбуков. Ее товары, как правило, гораздо дороже, чем у конкурентов — и даже при том, что их дизайн и качество находятся на приличном уровне, узость ассортимента ведет к потере компанией аудитории.
Бороться на рынке мобильной электроники с Apple, Samsung и даже с HTC, дела у которой сейчас тоже идут неважно, Sony будет уже невозможно. Последний свой хит в этой области компания выпустила — страшно подумать – в 1979 году: после плеера Walkman у Sony уже не было ни единого всемирно популярного гаджета. Выход – осваивать новые рынки и отрасли. Несмотря на убытки, компания приняла решение увеличить финансирование новых исследований – на НИОКР в этом году Sony потратит 485 млрд иен (4,78 млрд долл.). Это на 4% больше, чем в прошлом году.
На что же пойдут эти деньги? Часть их достанется Sony Computer Science Laboratories – расположенному в Токио научно-исследовательскому отделению компании, которое ведет сейчас десятки проектов. Многие из них могут вызвать у потребителя смех – например, группа инженеров работает над созданием холодильника, который открывался бы от улыбки владельца, и портативный компьютер, обладающий эластичностью школьного ластика. Есть там и собственные версии уже существующих продуктов других фирм – в частности, свой вариант Google Glass.
Однако прорывные технологии компания видит все-таки не в этих концептах – по мнению руководства, новый крупный рынок в ближайшие годы возникнет в области медицины. Речь идет об искусственных конечностях, которые могли бы полностью заменить настоящие. По словам исследователя Кена Эндо, слова которого цитирует Bloomberg Businessweek, цель команды, занимающейся биомеханическими протезами, — заставить «к 2020 году паралимпийских атлетов бегать быстрее, чем олимпийцев».
Оснащенные крошечной подзаряжаемой батарейкой и целой сетью сенсоров, позволяющей не только точно передавать нервные импульсы владельца искусственным мускулам и пальцам, но и чувствовать предметы, к которым прикасается их «кожа», искусственные конечности должны дать надежду тысячам инвалидов во всем мире. Однако до того, как биопротезы станут реальностью, компания может закрыться: ведь такого рода разработки требуют десятилетия исследований до того, как их можно будет выпустить в виде готового продукта. Возврат по инвестициям в исследования у Sony сейчас остается низким, и это обнажает «классическую» проблему этой компании – ее продукты готовятся тщательно и появившись, часто представляют собой произведение искусства; однако сплошь и рядом случается, что продукт уже опоздал по сравнению с конкурентами, выпустившими более дешевые и популярные аналоги.
Хорошим примером служит еще один продукт Sony, имеющий отношение к медицине и здоровью: спортивный браслет SmartBand. В отличие от аналогичных продуктов других производителей, он умеет не только считать шаги на пробежке или прогулке, но выполняет одновременно функции мультимедиа-плеера и органайзера, который берет жизнь владельца под тотальный контроль: он будет считать, сколько времени вы тратите на чтение, соцсети, просмотр передач и т.п., делая свои рекомендации по корректировке распорядка дня. Устройство было выпущено в марте, и сейчас аналитики говорят о том, что продажи его, судя по всему, далеки от успешных. И это при том, что продажи куда более простого и не столь функционального браслета Fitbit, выпускаемого одноименным стартапом, в первой четверти года составили практически половину от 2,7 млн реализованных в мире электронных браслетов.
Словом, Sony, судя по всему, придется сделать нечто большее, чем просто увеличить траты на разработку новых продуктов – ей придется поменять сам подход к их производству: делать менее функциональные и более дешевые товары. И это прискорбно: Sony остается одной из немногих корпораций, которые не работают по принципу «бери больше – кидай дальше»: многие из ее футуристических разработок в свое время помогли отрасли потребительской электроники сформироваться в том виде, в каком она существует сейчас. Утрата бывшим лидером рынка своего положения снижает общепринятые стандарты этой отрасли, и потребитель от этого совсем не выигрывает.